Православные христиане, 8 июня, через пятьдесят дней после Пасхи, отмечают праздник Святой Троицы (Пятидесятницы). Праздник Троицы называют еще днем рождения Церкви, так как именно в этот день, согласно истории Нового Завета, произошло сошествие Святого Духа на апостолов, благодаря чему они получили возможность говорить и проповедовать на разных языках.
Самое известное и таинственное изображение Бога в истории нашло отражение и в иконописи. Разберем иконографию самой известной иконы -«Троица», написанной известным художником Андреем Рублевым.
Созерцая икону, мы видим на ней трех ангелов, сидящих за трапезой. Они ведут беседу о чаше с агнцем, которая изображена в центре стола. Все ангелы — одинаковые и разные одновременно. Лица их похожи, а одежда разная.
Ангел, изображенный слева, сидящий по правую руку от центрального Ангела, является символическим изображением Бога Отца. Цвет одежд его песчанно-золотистый, напоминает Землю. Правая рука его слегка приподнята в благословении над центральной чашей. Этот сдержанный и не до конца уверенный жест находит свое продолжение во взгляде. Ангел смотрит вопрошающим взглядом на правого Ангела. За спиной у Ангела видно архитектурное изображение дома Авраама. Этот символический элемент указывает на то, что Бог Отец — главный Домостроитель, Творец неба и Земли.
Ангел, изображенный в центре облачен в одежды Христа. Багряный хитон несет в себе цвет крови, пролитый за спасение людей. Позади, изображено деверево Мамврийского дуба, символизирующее жизнь и крестные страдания Спасителя. Ангел поднимает правую руку в благословении и устремляется вопросительным взором на левого Ангела.
Ангел, изображенный справа, находящийся по левую сторону от центрального Ангела, является изображением Духа Святого. Цвет одежд зеленовато-голубой, символизирует небесную и земную сферы. За Ангелом находится гора Мориа – как символ духовного восхождения и крепости духа. Ангел склоняет голову в сторону левого Ангела. Правая рука его опущена в утвердительном жесте на стол и тем самым завершает молчаливую беседу.
Неслучайно фигуры правого и левого ангелов композиционно образуют Чашу, в которую помещен центральный Ангел. Каждый Ангел держит в руке скипетр – как символ равной власти. Голова тельца, изображенная в чаше, символизирует жертвенность Сына Божиего.
Внизу Престола изображено пустое окошечко. Одно из толкований говорит о том, что в этом месте Престола обычно помещаются мощи святых. Есть Чаша с Жертвой, а человеческого ответа на эту жертву пока нет. Поэтому окошечко остается открытым. И тогда сразу становится понятным, кому уготовано четвертое место за Престолом. Господь в лице трех ангелов приглашает каждого человека разделить с ним Божественную Трапезу в Таинстве Святой Евхаристии (Причастия). В этом божественном призыве и кроется вся тайна любви Бога к человеку.
По материалам открытых интернет-источников.