Август для настоятеля трубчевского храма в честь пророка Ильи теперь навсегда останется не просто месяцем, насыщенным интересными событиями, а судьбоносным временем, полностью поменявшим жизнь, приблизившим к Богу. Ровно 10 лет назад, на Почаевскую, отца Александра рукоположили в иереи. Этим летом исполнилось пять лет, как он настоятельствует в Ильинском храме, назначенный сюда в 2019 году, по благословению епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира сразу после возвращения святыни в лоно русской православной церкви.
– С Богом я, можно сказать, пришел на этот свет, – рассказывает отец Александр. – На моей родине, в Белой Березке, в доме, где я родился в шестидесятых, тайно совершались службы. Это было время, когда после так называемой «религиозной» оттепели в страну возвращалась ярая «хрущевская» антирелигиозная пропаганда. Тем не менее, несмотря на препятствия извне, огонь веры в людях разгорался с новой силой, это было видно по настроению и настрою собиравшихся за молитвой верующих.
В то время семья Тарабановых была местной хранительницей церковных традиций. Благодаря стараниям матери отца Александра, глубоко верующего человека, в их доме регулярно совершались Богослужения, церковные обряды, а священники приезжали и местные, и с территории соседней нам Украины. Некоторые пастыри особенно запомнились тогда маленькому Саше.
– Один из них был военным летчиком в Великую Отечественную войну, – вспоминает священник. – Его лицо напомнило мне лик святителя Николая Чудотворца. Он рассказал мне историю, как во время боя браг сбил его самолет. Едва не погибнув, он дал обед: если выживу, посвящу свою жизнь Богу. Обещание сдержал.
Так с малых лет будущий священник впитал в свое сердце любовь и сострадание к бедным, любовь к церковной службе.
Домашние службы в Белой Березке продолжались до тех пор, пока стараниями протоиерея Николая Жука (благочинного не только Трубчевского церковного округа, но и близлежащих округов) был открыт молитвенный дом, а позже построен храм во имя Николая Чудотворца – к слову, на земле, которая раньше принадлежала местному колхозу.
А будущий священник, Александр Тарабанов, повзрослев, избрал для себя другой жизненный путь, пока от священства далекий. По законам тогдашнего времени, в переменчивые девяностые он освоил рабочую профессию электромонтажника, отслужил срочную службу в войсках связи. Вскоре встретил свою Свету – будущую матушку Светлану, которая до сей поры его опора и поддержка. В 1991 году молодые поженились.
– На наше торжество венчания собрался посмотреть весь поселок, – говорит отец Александр. – Церковный обряд для многих был в диковинку. Видя, как удивляются происходящему люди, грустно было понимать, насколько же мы в советское время «откатились» в духовном плане назад по сравнению с крепкими узами православной Руси еще со времен святого равноапостольного князя Владимира. Для нас же, нашей верующей семьи, венчание было делом обязательным. Нас, детей, в семье было пятеро: помимо меня – еще два брата и две сестры. И все со своими супругами были повенчаны.
Тогда в поселке, как и по всей стране, процветал рэкет, нестабильная политическая обстановка вносила свои коррективы в жизни людей.
– Однажды отец Николай Жук предложил мне быть водителем у епископа Брянского и Севского Мелхиседека. Отвезти, куда нужно Владыку, во время службы на руки полить, полотенце подать… А я тогда ответил: «Да что я, шнырем к нему пойду?» Представляете! До сих пор стыдно за эти слова.
После смерти матери Александр и Светлана решили чаще посещать храм, а затем и стали нести в нем свои послушания. Он – псаломщиком, она помогала в свечной лавке. Священником отец Александр стал через десять лет, в пятьдесят. На трубчевской земле активно возрождались святыни, стали появляться новые храмы, и на кого, как ни на человека, родившегося и выросшего здесь, из крепкой православной семьи, возложить ответственность пасторского служения – такое решение приняло священноначалие.
На Почаевскую, 5 августа, Александр Тарабанов был рукоположен в священники. Первые пять лет батюшка был штатным клириком в городских храмах, в том числе – и в Троицком соборе, а пять лет назад, так же – в августе, – возглавил приход Ильинского храма.
Нужно сказать, что батюшка с матушкой приняли самое деятельное и горячее участие в мероприятиях по возвращению Клинцовской епархией Свято-Ильинского храма, находящегося более тридцати лет в ведении «раскольников» (Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), отстаивая храм, как собственный дом, порой рискуя своим здоровьем. Как известно, святыню Клинцовская епархия приняла в плачевном состоянии. За годы настоятельства отца Александра храм преобразился, расцвел и с каждым годом объединяет под своими сводами все больше, и больше молящихся.
– А что может быть важнее для священника? – говорит отец Александр. – Служение людям, служение церкви Христовой, служение Богу.