3. Протоиерей Александр Слюнкин. ХРАМЫ ТРУБЧЕВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Город Трубчевск относится к числу древнейших городов Земли Русской. Впервые город упоминается русской летописью при следующих обстоятельствах:

«Того же лета /1185 г./ здумаша Ольгови внуце на половци, зане то бяху не ходили том лете со всею князьею, но сами поидаша о собе рекуче:

«Мы есмы ци не князи же? Также собе хвалы добудем. И сняшася оу Переяславля Игорь с двемя сынома из Новгорода Северского, из Трубеча Всеволод, брать его Ольгович Святослав из Рыльска, Черниговская помочь и внидоша в землю их».

Вначале Трубчевск состоял из крепости – «детинца». С двух сторон «детинец» граничил с глубокими оврагами. С третьей стороны был крутой склон к Десне, с четвертой – мощный земельный вал и глубокий ров с висящим над ним мостом.

Детинец занимал всю территорию городского парка наших дней – юго-восточную часть современного Трубчевска.1

В послевоенное время Трубчевским краеведческим музеем под руководством В.А. Падина было исследовано около 200 древних курганов, находящихся в Трубчевском районе.

Археологически данные свидетельствуют о том, что Трубчевск имел торговые связи со многими иностранными государствами.

У села Арельска, около древнего городища, был найден клад арабских дирхемов VI-IX вв. Они принадлежат династиям Аббасидов и Омейядов. Название одного местного урочища связано, видимо, с Причерноморьем. Оно находится на реке Неруссе. Название урочища – Рум. 

IX веке Румом называли Византию, а Черное море – Румским. «Что же касается купцов русских… то они вывозят меха выдры, меха черных лисиц, и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю и царь Рума берет с них десятину», - писал Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех

произносится как (Хурзабих - ), в «Книге путей и государств»

( ).2

К концу XII – 1-й трети XIII века относится возникновение главного храма города Трубчевска.

Предположительно на том месте, где сейчас стоит городской собор, издавна существовали преемственно возникавшие храмы, но судьбы их для нас неизвестны.

Первый каменный храм возник здесь в конце XII – первой трети XIII века (уста­новлено раскопками П. А. Рап­попорта 1971 году), в начале XVI века вместо него князьями Трубецкими построен небольшой безстолпный храм с высоким подклетом, ставший их фамильной усыпальницей. После 1618 года, когда город оказался во власти Польши, сильно пострадавшее здание переделали в костел, а после возвращения Трубчевска Русскому государству в 1646 году храм во Имя Святой Троицы стал Соборным храмом города Трубчевска.

Сведения, относящиеся к истории этого времени опубликованы в книге Г.М. Пясецкого об Орловской епархии. «В 1645 г. воевода Иван Федорович Еропкин, посланный для приема города от литовского Державина Павла Солтыка, между прочим доносит царю Алексею Михайловичу, что в Трубчевске нет ни одной Православной Греко-Российской Церкви, а только имеются два древних костела, из коих один вполне отстроен и стоит над гробами князей Трубецких, а другой выведен постройкой под кровлю... В 1646 г., ноября 4-го дня, царь Алексей Михайлович, по благословительной и освятительной грамоте Патриарха Иосифа, велел воеводе Еропкину переделать верх католического костела и устроить на нем главу по греко-российскому обычаю церквей, обратив это здание в соборную церковь во Имя Живоначальной Троицы... Священниками к устроенному таким образом храму определены: Брянского у., села Козловки, Симон Михеев и села Речицы Абрам Васильев, отцы которых прежде были прежде священниками при соборной церкви». Тогда же вновь устроенный храм царь Алексей Михайлович обильно снабдил богатыми украшениями, св. сосудами, иконами, облачениями, богослужебными книгами, утварью и прочим. «Весною 1650 г. воевода Патрикий Степанович Исупов, на сумму 20 рублей из казенных Таможенных доходов, пристроил к соборному Троицкому храму паперть и колокольню с лестницами».1

История Трубчевска того времени неразрывно связана с фамилией князей Трубецких, которая окончательно устанавливается с князя Андрея Иоанновича. Князь Андрей Иоаннович в 1508 году был одним из первых воевод русского войска, направлявшегося в Литву, в 1535 году – первым воеводой передового полка в Брянске и Почепе, наместником в Трубчевске.

После литовско-польского владычества Трубчевск окончательно вошел в состав Московского государства. Вотчина Трубецких была ликвидирована при Иоанне IV в 1546 году.

В войне России с Польшей 1654-1657 гг. Трубчевск имел большое значение как мощная база русских войск. Командовал войсками Трубчевский князь Алексей Никитич Трубецкой, «Муж благовейный и изящный, в воинстве счастлив и недругам страшен».

 

В 1659 году царь Алексей Михайлович «за окончание малороссийских дел» отдал «прародительскую вотчину» город Трубчевск с уездом князю Алексею Никитичу Трубецкому. После этого Алексей Никитич прожил еще 4 года, а после смерти его в 1663 году город Трубчевск поступил в ведение Приказа Большого дворца. Прах Алексея Никитича вместе с гробами его предков покоится в княжеской усыпальнице Свято- Троицкого собора города Трубчевска.

 

В усыпальнице покоятся останки и Василия Андреевича Трубецкого (1561 г.), который был «четвертым головой в государевом полку» при походе на шведов в 1549 г., воеводой сторожевого полка в Калуге и в 1558 г. Василий Андреевич «сидел» воеводой в Трубчевске, а затем в Брянске.1

В конце XVIII века началась перестройка Трубчевска, в ходе которой были использованы достижения русской архитектурной школы. В городе создавались широкие прямые улицы со строго прямоугольными кварталами.

 

Перестраивался в XVIII веке Свято-Троицкий собор. В 1784 году на средства Трубчевского купца П. В. Саввина (построившего в 1811 году Сретенский храм Трубчевска) была возведена трапезная часть храма.

В 1824 году была построена колокольня, а в 1910 году – придел во имя Препо­добного Нила Столобенского, память которого особенно почитается в Трубчевске.

По данным на конец XIX века в соборе было 3 970 «душ мужского и женского пола».2

В конце XIX века над источником Преподобного Нила построили часовню, увенчанную гремя главами.

В левой стороне часовни находилась надпись: «По Указу Его Императорского Величества Александра III сия часовня разрешена Святейшим Синодом при Епископе Симоне, при благочинном Николае Аракине.

Часовня на источнике Нила Преподобного освящена в 1889 году февраля 5 дня при соборных служителях протоиерее Николае Кубинцеве, иерее Павле Диесперове, диаконе Алексее Комягинском, псаломщиках Александре и Федоре, при церковном старосте Иване Гамове и при попечителе сей часовни Александре Голосове.

Панихида на могилах князей Трубецких в усыпальнице

храма во Имя Святой Троицы г. Трубчевск. 1-2-й слева – князья Трубецкие.

Присутствовало богомольцев 300 душ, водружал на часовне кресты собственноручно по желанию своему иерей Павел Диесперов во всем облачении церковном».

С князьями Трубецкими.

В конце 20-х годов храм был закрыт. В последующее время планировали устроить в здании храма музей и планетарий, но эти намерения не осуществились.

Первый Крестный ход на улицах Трубчевска возглавляет

Епископ Орловский и Брянский Паисий. (Сентябрь 1988 г.)

Епископ Орловский и Брянский Паисий

совершает Божественную Литургию. (10 ноября 1991 г.).

Свято-Троицкий собор был возвращен Русской Церкви 15 апреля 1992 года.

4 июля 1994 года Указом Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека (Лебедева) был назначен настоятель храма протоиерей Александр Слюнкин.

Богослужение возобновлено 16 июля 1994 года.

В летнее время служба совершались в центральной части храма, зимой в приделе во имя Преподобного Нила Столобенского.

Паперть (фото до ремонта)

Паперть (современный вид)

Первое Архиерейское Богослужение в Свято-Троицком соборе

Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек. (20 августа 1994 г.).

Первый приезд Архиепископа Мелхиседека в храм во Имя Святой Троицы

г. Трубчевск. 19 августа 1995 г.

Архиепископ Мелхиседек совершает первую Божественную Литургию в храме во Имя Святой Троицы г. Трубчевск. 20 августа 1995 г.

 

ХJUSTIFYshy;добного Нила Столобенского, память которого особенно почитается в Трубчевске.font size=BOTTOMрам очень пострадал во время страшного пожара в 1986 году и требовал значительных ремонтно-восстановительных работ, которые осуществляются до сего дня. В 1993 г. были выполнены работы Генерального директора ОАО «Брянскоблгаз Попкова Владимира Ивановича. К Пасхе 2004 года им же пожертвовано четырехъярусное паникадило.

Центральный иконостас.

(не сохранился)

Иконостас. Современный вид.

Интерьер Свято-Троицкого собора

Генеральный директор магистрального нефтепровода «Дружба» Михаил Васильевич Саяпин в 2006 году пожертвовал звонницу (общая масса 8 колоколов 1/5 тонны).

Крайний справа – В.И. Попков. Крайний слева – М.В. Саяпин.

 

М.В. СCENTERаяпин и В.И. Попков у храма во Имя Святой Троицы г. Трубчевск

 

 

 

Давним благотворителем Свято-Троицкого собора является генеральный директор ООО «Монолит» Андрей Альбертович Копылов.

В 2012 г. по благословению Преосвященнейшего Александра Епископа Брянского и Севского с помощью А.А. Копылова в храме во Имя Святой Троицы произведены значительные ремонтные работы (по свидетельству архивных данных, подобных многоразличных работ и в/b4 такие сроки в храме не производилось с 18 века):

полностью перештукатурен Алтарь, заменены полы во всем храме, храм внутри полностью побелен заново, отреставрирован фасад колокольни, западной, южной и восточной части храма, заменены старые оконные рамы, на Горнем месте и на колокольне установлены витражи, приобретены резные Жертвенник, облачение на Престол, алтарная и храмовая мебель и т.д.

 

 

Генеральный директор ООО «Монолит» Андрей Альбертович Копылов.

 

 

Перезахоронение павших воинов. Третий справа А.А. Копылов

Перезахоронение павших воинов. (Июнь 2009 г.).

 

 

Перезахоронение павших воинов.

 

Тщанием Главы Администрации Трубчевского района Павла Семеновича Мацуева в 2011 г. была проведена капитальная реконструкция парка, в том числе благоустроены паперти храма.

День Славянской письменности и культуры «На земле Бояна».

Выступает П.С. Мацуев. (31 мая 2009 г.).

 

Казаки Трубчевского полка имени князей Трубецких.

 

Выступает протоиерей Александр Слюнкин. Рядом – регент хора храма во Имя святой Троицы Алексей Григорьевич Коротченков.

 

 

Духовенство Трубчевского благочиния на площади 1000-летия г. Трубчевска.

 

В храме во Имя Святой Троицы г. Трубчевска насельники Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Новгород-Северский. В центре архимандрит (ныне Епископ Шепетовский и Славутичский Владимир).

Святыни храма в настоящее время находятся, в большинстве своем, в Трубчевском краеведческом музее, в числе которых Евангелие с текстом: «Сию книгу пожаловал Государь царь всея Руси Великий князь Алексей Михайлович в город Трубчевск в Соборную церковь Троицы.

В храме во Имя Святой Троицы профессор Московской Духовной Академии

Алексей Константинович Светозарский.

Дана книга из Приказа Большого дворца 1646 года «октября 13 день».

Евангелие, 1775 год, февраля 6 день. Пожаловано в Трубчевскую Соборную церковь Троицы от игуменьи Анисии Ивановны Алымовой Ильинского девичьего монастыря.

По окончании Богослужения Утрени Великой Пятницы.

 

Пасхальный Крестный ход. 1-й справа – диакон Роман Кругликов.

(С 2012 г. – иерей).

 

Пасхальный Крестный ход. Справа – хор храма во Имя Святой Троицы.

Евангелие. На правом листе пометка: «1845г., января 20 дня.

В память о упокоении раба Божия Трубчевского предводителя дворянства боярина Григория Щегловитова Благодарным сыном Андреем Щегловитым.

Сие Евангилье весит около пуда (60 фунтов)».

Кроме того в Свято-Троицком соборе находилось знамя Трубчевской дружины № 36 Орловского подвижного ополчения, и пожалованного 15 июля 1855 года.

Находилось в походе на Крымском полуострове с 20 сентября 1855 года по 28 февраля 1856 года в Екатерининском отряде против англо­французских войск на позиции при реке Бельбеке.

В 1995–2003 годах в городе Трубчевске находились Пастырские курсы Брянской епархии. По благословению священноначалия в Свято-Троицком соборе учащиеся проходили клиросное, алтарное и иные послушания.

К местной Богослужебной традиции относится особое почитание Преподобного Нила Столобенского (9 июня н.ст.), в этот день прихожане собора во множестве собираются в храм молитвенно почтить память великого угодника Божия.

ФОТОГРАФИИ ПРИ ИЗДАНИИ КНИГИ БУДУТ РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО СТРАНИЦАМ СООБРАЗНО КОНТЕКСТУ ИЛИ РАЗМЕЩЕНЫ В КАЧЕСТВЕ ФОТОПРИЛОЖЕНИЯ .

 

На Богослужении в храме во Имя Святой Троицы.

 

Первый выпуск учащихся Пастырских курсов Брянской Епархии и

преподаватели с Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком.

(1996 г.). Слева-направо: Геннадий Подрезов (ныне иерей), Владислав

Елисеев (ныне иерей), Владимир Сафронов (ныне иерей). Второй слева от Архиепископа Мелхиседека Алексей Скабара (ныне иеродиакон), четвертый слева – Дмитрий Недоступенко (ныне иерей – служит в Англии).

Во втором ряду второй справа Александр Зайцев (ныне иерей Брянской Епархии). Третий справа Владимир Коврижко (ныне иерей Брянской

Епархии), рядом Александр Зайцев (ныне иерей Брянской Епархии).

Сидят: второй справа Сергий Леонов (ныне иерей клирик Брянской

Епархии). Четвертый справа Михаил Артёмов (ныне иерей), рядом

Александр Бирюков (ныне регент Архиерейского хора Брянской Епархии).

 

 

 

Алтарники храма во Имя Святой Троицы. Справа – нынешний благочинный Стародубского округа – иерей Едесий Куриленко.

Учащиеся Пастырских курсов Брянской Епархии за клиросным послушанием. 1998 г. Второй справа Димитрий Шматов (с 2012 г. – иерей). Крайний слева –Алексий Гуторов (ныне иерей, благочинный Погарского округа).

Свято-Троицкий собор.

Вид до реставрации.

 

 

 

 

 

По окончании первого Архиерейского Богослужения в храме во Имя Святой Троицы г. Трубчевск. 20 августа 1995 г.

 

Освящение воды на источнике в день памяти

Преподобного Нила Столобенского. 9 июmargin-bottom: 0cm; background: #ffffff; line-height: 150%/fontня 1997 г. На переднем плане протоиерей Александр Шматов.

Освящение плодов в праздник Преображения Господня. На переднем плане алтарник Александр Александрович Анисов († 2005).

Принесение в храм во Имя Святой Троицы г. Трубчевска Благодатного Огня. 2008 г.

Всенощное бдение в храме во Имя Святой Троицы г. Трубчевск.

Справа - диакон (ныне иеромонах Тихон (Антропко)).

Пасхальный Крестный Ход в храме во Имя Святой Троицы г. Трубчевск. 1998 г.

Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек с учащими и учащимися

Пастырских курсов Брянской Епархии. 1998 г.

Справа от Архиепископа Мелхиседека – архимандрит Никодим

(Анискин – † 2010 г.). Во втором ряду первый справа Алексий Гуторов (ныне иерей благочинный Погарского округа). Третий справа Петр Климчук (ныне иерей Брянской Епархии), четвертый справа – Андрей Бахтинов (ныне

Алексею Михайловичу просил, чтобы ему дозволено было выстроить храм" на старинном месте, где прежде была церковь Покрова Пресвятой Богородицы", с прежним наименованием. Царь разрешение дал и по ос0вятительной его грамоте деревянный храм был построен и существовал более ста лет.

В 1787 г. было начато строительство каменного храма. «Строителем был Трубчевский купец Василий Саввин, строивший и собор и трапезную часть Свято-Троицкого Собора. Первоначально храм был двухпрестольный – главный престол в честь Покрова Пресвятой Богордицы, престол в теплой трапезной во имя Святителя Николая. В 1862-1865 гг. храм был расширен – выстроены еще 2 придела полностью – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Тихона Задонского. В 1865 г. была начато сооружение пристройки к трапезной, престол Святителя Николая переведен в другое место, сооружен новый придел во имя святых Мучеников Гурия, Самона и Авива. В храме были особо чтимые иконы: Божией Матери «Страстная», Благовещения, «Тихвинская», «Всех скорбящих Радость». Было Евангелие 1701 г., которое вместе с 2 первыми иконами было перенесено из упраздненной Благовещенской церкви (стояла рядом в ограде). О закрытии храма в 20-30 гг. ХХ века сведений нет. Был закрыт в июне 1961 г. и передан под спортзал. Церковные метрические книги частично сохранились конца XVIII века и за 1808-1837, 1846-1850, 1878-1893, 1901-1918 гг., исповедные росписи за 1792-1810 гг..

 

Священники:

 

- Георгий Игнатьевич Булгаков – до 1792-1824 гг.

- Макаров Иван – 1792-1796 гг.

- Николай Павлович Волховитин – 1797-1822 гг.

- Виктор Булгаков – 1822-1827 гг.

- Ефим Георгиевич Архангельский – 1822 – после 1850 гг.

- Николай Сильвестрович Архангельский – 1827 – после 1850 гг.

- Николай Аракин – до 1878-1902 гг., протоиерей с 1885 г.

- Василий Грабовской – XI. 1905-1908 гг.

- Павел Адамов VI. 1905-1908 гг.

- Дмитрий Поздfont face=няков – VII. 1908-VI.1915 гг.

 

- Иоанн Архангельский – VI. 1915 – после 1923 гг.

 

 

Храм в честь

Покрова Божией Матери.

Реставрация.

 

 

 

Храм в честь Сретения Господня

 

Построен в 1730 г. недалеко от храма во имя Великомученика Георгия Победоносца, дере­вянный. Каменный построен в 1811 г., трехпрестольный: главный Пре­стол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, другие – в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь Сретения Господня. Храм построен по благословению Епископа Орловского и Севского Досифея на средства купцов Н.М. Гамова и Н.А. Курындина. В 1871 г. была переделана на теплую трапезная. Колокольня с western4 тояла отдельно. Храм был безприходным. До 1877 г. здесь не было и самостоятельного причта. По ходатайству Преосвященного Епископа Орловского и Севского Ювеналия в Свfont face=bятейший Синод был учрежден причт из священника и диакона. В 1930 г. были сняты колокола (как и во всех храмах). Сведений о священниках, служившиTimes New Roman, serif4/pх в храмах до 1917 г., нет. В 20-ые гг. ХХ века здесь служил священник Стефан Митрофанович Федькин.

После Великой Отечественной войны церковь значится среди 3 действующих в Трубчевске. Прошла регистрацию в 1948 г.

В 1960-99 гг. – настоятель протоиерей Николай Жук.

1999 – март 2002 г. – настоятель иеромонах Марк (Яковин).

Март 2002 – апрель 2012 г. – и.о. настоятеля протоирей Александр Слюнкин.

 

 

 

 

Протоиерей Николай Жук. (Фото середины 70-х гг. ХХ века, † 2010 г.)

 

 

 

 

 

Храм в честь Сретения Господня. (Современный вид).

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА

ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

г. Трубчевск

 

Летописи на этот храм нет. Известно, что храм во имя великомученика Георгия Победоносца был в г. Трубчевске «издавна». В «Наряде с ведомостями о храмах г. Трубчевска» 1789 г. сказано, что храм построен в 1754 г. стараниями прихожан и священника Козьмы Васильева. «Он, храм, в прошлом в 1783 г. сгорел и вместо оного другого еще не построено», а священнослужение отправляется в другом деревянном храме Воздвижения Честного Креста, который построен близ того же Георгиевского вместо Придела в 1730 г.»1

Метрические книги сохранились плохо. Известно, что в 1830 г. служили священники Лаврентий Зябловский и Иоанн Щегловитов, в 1905 г. (возможно и ранее) до 1912 г. – священники Михаил Захарьевич Флегонтов и Александр Козловский, они же служили и в 20-е гг. Храм закрыт в 1929 г.

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца

г. Трубчевск 60-е гг. ХХ века.

 

ХРАМ ПРИ ТРУБЧЕВСКОМ АРЕСТАНСКОМ ДОМЕ.

 

Сведения о времени открытия храма нет. Известно, что он был освящен во имя Святителя Николая и был безприходным.

23.01.1918 г. был присоединен к Соборному храму. Трубчевская тюрьма в июле 1919 г. была закрыта. Сведений о священниках нет. В 20-е гг. служили, видимо, священники Соборного храма.

 

Храм вО ИМЯ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

с. Алешенка.

 

 

До 1818 г. Алешенка была деревней и принадлежала к приходу с. Грязивец. В 1818 г. на средства прихожан был выстроен каменный храм во имя Архистратига Михаила. По преданию, здесь проезжал Импе­ратор Александр I и заметил, что на широкой горе хорошо бы постро­ить храм, крестьяне дали обещание и построили. В 1871 г. была при­строена каменная колокольня, в 1879 г. – 2 боковых каменных приде­ла: правый – во имя Великомученика Георгия Победоносца, левый – во имя Мучеников Флора и Лавра. В храме было 2 чтимых иконы – Спасителя и Божией Матери Тихвинской. До 1920 г. храм был в ведении Орловской Епархии, в 1920-1929 гг. – Брянской. Закрыт в 1930 г., использовался под зерносклад. Метри­ческие книги сохранились за 1844 -1919 гг.

 

Священнослужители:

 

Михаил Золотов - 1844 (возможно, и ранее) - 1855 г., умер от хо­леры

6.06.1855 г. в 45 лет;

  • Петр Петров, священник с. Любец, служил с 06.1855 г. по 08.1855 г.;

Афанасий Головин, заштатный священник, служил с 08.1855 г. по 11.1856 г.;

  • Василий Переверзев - с 11.1856 г. и далее;

  • Викторин Яковлевский - с 1882 г. (возможно, и ранее) до 1897 г.;

  • Вячеслав Яковлевский с 09.1897 г. по 10.1908 г.;

  • Евгений Филиппович Соломин - с 1909 г. и в 20-ые гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Село Белоголовль.

 

Сведений об образовании села не сохранилось. Храм был деревянный, построен в 1801 г. и освящен во имя Архистратига Михаила. В 1864 г. бы­ли расширен деревянной крестообразной пристройкой боковых приделов на средства прихожан. Иконостас старинный, куплен в.с. Палужье, Мет­рические книги сохранились за 1 пол. XIX в. В 20-ые годы Богослужение в храме совершалось, о времени закрытия сведений нет.

Храм не сохранился.

 

Священнослужители:

 

  • Михаил (Бархатов) - 1788 г. (возможно, и ранее) - 1789 г.;

  • Герасим Афанасьев - 1790 г.;

  • Стефан Яковлев - 1791 г.;

  • Иоанн Архангельский - 1792-1793 гг.;

  • Семен Иванов - 1796-1804 гг.;

  • Иоанн Васильевич Пересветов - 1805-1825 гг.;

  • Захарий Флоров - 07.1825-1835 гг., возможно, и далее;

  • Иоанн Архангельский - 1846-1856 гг., возможно, и далее;

  • Георгий Иванович Ливанов, р. 9.04.1871 г., служил в 20-ые гг., видимо, и ранее.

 

 

 

 

 

 

Село Боршня.

 

До образования своего прихода жители ходили в храм с. Грязивец. Деревенский храм был построен в 1766 г. на средства помещи­ков Щегловитовых, в честь иконы Божией Матери «Знамение». В храме был придел во имя Святителя Николая.

В 1866 г. на средства прихожан были обновлены оба иконостаса; в 1896 г. в храме был ремонт, в 1901 г. поставлена ограда. Богослужение в храме совершалось и в 20-ые гг. ХХ века. О времени закрытия сведений нет. Метрические книги сохранились (с перерывами) за 1840-1917 гг.

Храм не сохранился.

 

Священнослужители:

 

  • Алексей Померанцев - 1840 (возможно, и ранее) - 1860 гг. (возмож­но, и далее);

  • Иоанн Троицкий - 1891 (возможно, и ранее) - 1896 гг. (возможно, и далее) ;

  • Григорий Комаров - 1903-1908 гг., 1911-1913 гг.;

  • Павел Филиппов - 1909-1910, 1914-03.1917 гг.;

  • Виктор Воскресенский - 06.1915-1917 гг.;

  • Глеб Петрович Кропотов - 20-ые гг., возможно, и далее.

 

 

Село Гнилево.

 

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Гнилево в церковной летописи 1900 г. не значится. В документах советского периода зна­чится в списке зарегистрированных храмов от 22.09.1923 г. с утвер­ждением устава. Закрыт в 1937 г., использовался под склад. Сведе­ний о священниках нет.

 

Молитвенный дом в с. Гнилево.

 

Село Комягино.

 

Время образования прихода неизвестно. Деревянный храм с Престолом во имя Святителя Николая построен в 1800 г. на средства при­хожан. В 1867 г. был капитально отремонтирован. В 20-ые гг. ХХ векаTimes New Roman, serif Богослужение совершалось. Закрыт в 1930 г., использовался под зерносклад. Метрические книги сохранились за 1824-1860 гг.

Храм не сохранился.

 

Священнослужители:

  • Афанасий Фаддеевич Комягинский - 1824 г. (возможно, и ранее) -10.1837 г., 08.1839-1854 гг.;

  • Константин Гаврилович Щегловитов - с 11.1837 г. по 07.1839 г.;

  • Иоанн Румянцев - с 07.1854 г. - далее неизвестно;

  • Алексей Александрович Кречетов - служил в 20-ые гг. 20 в., воз­можно, до закрытия.

 

Место храма в с. Комягино.

 

Село Любец.

 

Деревянный храм во имя Святителя Николая был построен в XVIII в. в связи с обретением явленной иконы Святителя Николая. В 1791 г. жители села перешли с острова на озере Любец, где их заливало, на новое место, перенесли и храм. На острове на месте храма была поставлена часовня. В 1900 г. храм был расширен пристройкой двух боковых приде­лов, построена новая колокольня, а старая соединена с храмом и переустроена в трапезную.

Храм был закрыт в 1930 г., использова­лся под зерносклад. Метрические книги сохранились с 1881 г. по 1912 г.

 

Священнослужители:

  • Петр Петров - 1881 г. (возможно, и ранее) по 06.1886 г.;

  • Сергей Азбукин - с 06.1886 г. - далее сведений нет;

  • Дмитрий Переверзев - 1892 г. (возможно, и ранее) по 1903 г.;

  • Иоанн Дмитревский - 1908 г.-11.1910 г.;

  • Антоний Соболев - с 11.1910 г. по 1911 г.;

  • Федор Синайский - 1912-1923 гг. и далее.

 

Руины храма в с. Любец. 2012 г.

 

 

Село Любожичи.

 

Храм честь Воскресения Христова построен в 1822 г., камен­ный, холодный, с двумя приделами: в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, во имя Праведных Иоакима и Анны, на средства прихо­жан. Храм закрыт в 1937 г., использовался под склад. Метрические книги сохранились за 1808-1837 гг.

В 2003 г. усердием генерального директора ОАО «Ремстройтрест» «Южный» г. Москвы Алексея Алексеевича Сысоева, уроженца с. Любожичи, начата реставрация храма и к настоящему времени полностью завершена.

Священнослужители:

  • Иоанн Иоакимов - 1808-1837 гг. (возможно, и ранее);

  • Николай Иванович Богословский - с 1823 г. по 1837 г. (возможно, и далее);

  • Григорий Алексеевич Троицкий - в 1921-1922 гг. (возможно, и ра­нее);

  • Виктор Дмитриевич Никаноров - с 1923 г., по какой год, неизвест­но.

Храм в с. Любожичи. Реставрация.

 

Храм в с. Любожичи. Реставрация.

Храм в с. Любожичи. Современный вид.

 

Село Плюсково

 

Село древнее, упоминается в 1602 г. в описании Спасо-Чолнского монастыря. Приход древний, возможно, с XVII в. Старый дере­вянный храм сгорел, на его месте стояла часовня (каплица). Где-то около 1820 г. прихожане купили в с. Пьяный Рог Мглинского уезда (ныне Почепский район) деревянный храм и перевезли его в Плю­сково. К храму были пристроены трапезная и колокольня. В 1869 г. храм был крестообразно расширен. В храме было два придела: во имя Святых Апостолов Петра и Павла и во имя Святителя Дмитрия, Митрополита Ростовско­го.

В 1880 и 1896 гг. храм был капитально отремонтирован.

В храме были чтимая икона Казанской Божией Матери и серебря­ный позолоченный сосуд с финифтью, по преданию, вылитый из кубка, подаренного Петром I плюсковскому крестьянину.

Храм закрыт в 1930 г. использовался под зерносклад. Мет­рические книги сохранились за 1855-1918 гг.

Священнослужители:

  • Яков Семеновский - 1855 г. (возможно, ранее) - 1857 г.;

  • Гавриил Зверев - 1855 г. (возможно, ранее) - 1907 г.;

  • Федор Леонов - 1889-1916 гг.;

  • Алексей Гаврилович Зверев - 1908-1909 гг., умер 27.07.1909 г., похоронен в ограде старого храма;

  • Алексей Красовский - с 10.1909 г.-1914 г.;

  • Яков Никифоров 1915-1921 гг. (возможно, и далее);

  • Николай Иванович Белявский - ? - до 1921 г.;

  • Василий Алексеевич Виноградский - с 1921 г. (возможно, и далее).

  • иерей Александр Александрович Слюнкин – 1991-1993 гг.

  • иерей Олег Кураш – 1993-1994 гг.

  • иерей Петр Куликовский – 1994-1996 гг.

  • иерей Владимир Пенязь – 1997-1998 гг.

  • иерей Петр Павлюков – 1998-2000 гг.

  • иеромонах Марк (Яковин) – 2001- по настоящее время.

 

 

Храм в с. Плюсково. 1991 г.

Здание в с. Плюсково в котором совершались

Богослужения во время реставрации храма.

Крестный ход в с. Плюсково. 1991 г.

Шествие возглавляют протоиерей Николай Жук

и иерей Александр Слюнкин.

 

Храм в с. Плюсково. Июль 1992 г.

 

 

Село Радутино

 

Время построения первого храма неизвестно: в 1712 г. храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе уже был, т.к. в этом году некто Яков Владимиров подарил храму Крест со Святыми моща­ми. До 1879 г. храм был деревянный 2-этажный. На средства прихожан в 1870 г. был построен новый храм – деревянный на каменном фундаменте с приделом в честь Зачатия Святого Иоанна Предтечи. В 1885 г. в северной стороне был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Эта икона почиfont size=талась Чудотворной. В 1901 г. храм был капитально отремонтирован.

В 20-е гг. ХХ в. Богослужение совершалось. Сведений о закрытии не обнаружено, метрические книги сохранились за 1835-1867 гг.

 

 

Священнослужители:

 

- Федор Федорович Светлогорский - 1835 г. /видимо ранее/ -1849 г.

- Илья Григорьевич Успенский – 1835 г./возможно ранее/ - 1838 г.

- Алексей Рождественский &ndash class=text-indent: 1.52cm; margin-bottom: 0cm; background: #ffffff; line-height: 150%margin-bottom: 0cm; background: #ffffff; line-height: 150%4 style=/font; 1839-1841 гг.

- Михаил Золотов - 12.1841 г. - 1843 г.

- Петр Максимович Зенлер - 05.1843 г.- 05.1846 г.

- Александр Городацкий - 1847 - 1867 г.

- Петр Калинников - 1849 -1855 гг.

- Виталий Радонежский - 1855-1867 гг. /возможно и далее/.

- Александр Николаевич Грабилин, р.15.10.1872г.,?-1921г.

- Александр Иванович Губанов - в 1922-1923 гг./возможно/ и далее.

- священник Александр Сапичев – 1997-1999 гг.

- священник Петр Павлюков – 1999 г.

- священник Василий Цьока – 2005 по настоящее время.

 

 

Храм в с. Радутино. Современный вид.

 

 

СЕЛО РЯБЧЕВСК

 

Время образования прихода неизвестно. До 1838 г. был старый деревянный храм, вместо которого на средства прихожан был построен каменный храм во имя Святителя Николая. Деревянный храм был продан в село Уручье, на месте его стояла часовня. В 1895 г. в храме был устроен новый иконостас, вокруг храма – каменная ограда.

До 1930 г. Богослужение совершалось, сведений о закрытии не обнаружено. Метрические книги сохранились за 1824-1918 гг.

 

Священнослужители:

 

- Николай Никифорович Темногорский – 1824 /возможно, и ранее/ - 1833 гг.

- Семен Николаевич Архангельский – 1834-1350 гг. сведений нет.

- Константин Булгаков – 1881-1900 гг.

- Христофор Чистяков – 07.1900- 08.1903 гг.:

- Дмитрий Калинников – 03.1904-04.1907 гг.:

- Афанасий Карпов, исправлял должность с 12.1903 по 03.1904 гг.

- Севастьян Соболев – 04.1907-1923 гг. /и далее, возможно, до закрытия/.

- протоиерей Александр Слюнкин – 1992-1994 гг.

- иерей Олег Кураш – 1994-1997 гг.

- иерей Вячеслав Нарейко – 1997-2000 гг. (запрещен в священнослужении).

- иерей Александр Казаков – 2000-2008 гг.

 

 

В храме с. Рябчевск. Тракторная станция. 1950-е гг.

 

 

Храм с. Рябчевск. Июль 1993 г.

 

Храм в с. Рябчевск. Реставрация. Август 1999 г.

 

Храм в с. Рябчевск. Ноябрь 1993 г.

 

 

 

Освящение храма с. Рябчевск.

Богослужение совершает

Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). 19 мая 1994 г.

 

По окончании освящения храма с. Рябчевск. 19 мая 1994 г.

 

Архиепископ Мелхиседек по окончании освящения храма. Крайний слева – староста храма Петр Иванович Пыленок – в то время – директор совхоза в с. Рябчевск,с помощью которого в короткое время был восстановлен храм, построен дом и другие помещения.

 

Храм в с. Рябчевск. Современный вид.

Село Селец

 

Время образования прихода неизвестно. Первоначально в селе был деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1781 г. прихожане на свои средства построили каменный храм, а деревянный продали в гор. Погар. Он был мал и без колокольни, главный Алтарь – в честь Рождества Христова. Вскоре была пристроена колокольня а в 1870 г. на средства прихожан пристроены два боковых алтаря &‐ южный во имя Великомученицы Параскевы, северный во имя Святых Мучеников Флора и Лавра. Была расширена и трапезная. Тогда же был построен и новый иконостас во Имя Святого Духа. В 1897 г. сделан капитальный ремонт храма. До 1930 г. Богослужение совершалось. Сведений о закрытии не обнаружено. Метрические книги сохранились за 1846-1860 гг., 1916-1918 гг.

 

Священнослужители:

 

  • Павел Рождественский - 1846 / возможно, и ранее/ - 1830 гг.
    /возможно, и далее/;

  • Василий Городецкий - 1916 / возможно и ранее/ - 1920 гг.

  • Иоанна Трофимчук - 1916-1917 гг.

  • Иосиф Шуцкий - 1917-1918 гг.

  • Митрофан Иванович Покровский - в 1921 г. и далее;

  • Андрей Демьянович Воропаев - в 1921 г. и далее;

  • иерей Василий Цьока – 2005 г. - по настоящее время.

 

 

 

Храм в с. Селец. Реставрация.

 

Храм в с. Селец. Реставрация продолжается. Справа – придел во имя

Великомученицы Параскевы, в котором совершаются Богослужения

с 1991 г.

 

Село Тишино.

 

Точное образование прихода неизвестно. По старым Богослужеб­ным книгам, сохранившимся к 1900 г., можно предположить, что храм уже был в начале XVIII в. До 1837 г. служба велась в небольшой де­ревянной церкви. В 1818 г. был заложен на средства прихожан камен­ный храм, строился 18 лет. В 1837 г. был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Закрыт храм в 1930 г., использовался под зерносклад. Метриче­ские книги сохранились за 1890-1916 гг.

 

Священнослужители:

  • Хрисанф Тихомиров - 1890 (возможно, и ранее)-1906 гг.;

  • Дмитрий Одринский - 12.190 6-05.1907 гг.;

  • Тихон Полянский - 05.1907-1923 гг.;

  • Василий Карпов - 1923 г. - возможно, до закрытия.

 

 

Храм в с. Тишино.

Село РАТЧИНО

 

Приход в селе старинный. Храм деревянный холодный, с Престолом в честь иконы Божией Матери «Казанская». Построен в 1692 г. прихожанами по благословению Патриарха Адриана.

В 1879 г. к средней части храма были пристроены две небольшие пристройки с северной и южной стороны. В 1896 г. был обновлен иконостас. Особо почиталась икона Божией Матери «Казанская». Богослужение в храме совершалось до закрытия. В последствие здание храма использовалось под зерносклад.

Метрические книги сохранились за 1780-1853 гг. Записи XVIII века отрывочны и неразборчивы.

 

Священники:

 

- Иосиф Фомин – с 1803 г. (возможно ранее) –1807 г.; в 1808-1812 гг. служили

священники соседних приходов (сел Комягино, Усох и др.);

- Григорий Фролов &‐ 1812-1844 гг.;

- Петр Померанцев &‐ 1845-1850 гг.;

- Иаков Щегловитов – 1850-1851 гг.;

- Евдоким Гонорский – 1851-1853 гг. (видимо, и далее);

- Василий Николаевич Грабилин – ?-1923 гг., затем благочинный 1 округа;

- С. Федоров – с 06.1923 г., (возможно, и далее).

 

 

 

 

 

 

Храм в с. Ратчино. Фото 1960-х гг.

 

Храм в с. Ратчино. Современный вид.

 

СЕЛО СЕМЯЧКИ

 

В 1867 г. деревянная церковь в с. Семячки сгорела, после чего кладбищенская церковь, построенная в 1834 г. на средства Николая и Ивана Сибилевых, обращена в Приходской храм, который в 1874 г. расширен на средства прихожан.

В настоящее время находится в руинированном состоянии.

Храм в с. Семячки. Современный вид.

Храм в с. Семячки. Современный вид.

Село Усох.

 

Приход, видимо, образовался в XVIII в. Старый деревянный храм сгорел в 1810 г. вместе с документами. В 1820 г. на средства прихо­жан был построен новый каменный храм во имя Святителя Николая с приде­лом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра. В 1899 г. храм был перестроен, бо­ковая часть расширена, устроен второй Алтарь – в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В храме были старинная оловянная Дарохра­нительница и Евангелие времен Петра I, Екатерины II и Павла I.

Храм был закрыт в 1934 г., использовался под зернохра­нилище. Метрические книги сохранились за 1814-1856 гг.

 

Священнослужители:

  • Василий Иванов - 1814 г. (возможно, ранее)-1828 г.;

  • Адриан Флоров - 1816 г.;

  • Яков Васильев - 1820-1829 гг.;

  • Алексей Павлов - 1829 г.-[1839] г.;

  • иерей Андрей Бахтинов – 2001 г. – по настоящее время.

 

Молитвенный дом в с. Усох.

Колокольня с. Усох. До реставрации.

Колокольня с. Усох. После

реставрации.

пос. Белая Березка

В Белой Березке ранее храма не было. Строительство настоящего храма было начато в 1991 году и завершено в 1998 году. Настоятель протоиерей Иоанн Цьока.

Престол храма был освящен в 2011 г. Епископом Брянским и Севским Феофилактом (Моисеевым).

Храм в пос. Белая Березка.

Храм в пос. Белая Березка. Современный вид

(леса сняты полностью)

Архипастырский визит в Трубчевское благочиние Епископа Брянского и Севского Александра

 

Владыка Александр следует в храм во Имя Святой Троицы

Архипастыря приветствует руководство Трубчевского района

Староста храма Борисенко В.М. подносит Архипастырю хлеб-соль.

В ожидании Архиерея

Встреча Владыки в храме

Входные молитвы

Входные молитвы

Облачение Архиерея

Облачение Архиерея

«Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Малый вход

Великий вход

Великий вход

Перед Причащением

Причащение Святых Христовых Таин

 

Диакон Александр Козлов оглашает послание Святейшего Патриарха

Чин Торжества Православия

Чин торжества Православия

Владыка Александр перед храмом во имя Святителя Николая

пос. Белая Березка

Епископ Александр в храме с. Селец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и литература

 

  1. Источники. Государственный Архив Брянской области: ф.248, оп.1 д. 316 (летопись), лл. 2-6, 9, 11-13, 15, 19-23, 25, 30, 31, 33; метрические книги дд. 1-4, 6-11, 21-24, 26, 29-32, 72-76, 86-9093, 106-112, 125-133, 138-141, 145-154, 157-158, 201, 214-223, 226-232, 260-266, 276-278;

ф. р-85, оп. 1, д. 492, лл. 2, 54, 55 об.; д.591, лл. 108, 109, 111, 113, 115, 118 об.; 119;

ф. р-89, оп. 1, д. 435, ч. 1, л. 305, ч. 2, л. 428; д. 481, л. 67;

 

<p align="JUSTIFY" class="western" styjustify="" src="font" size="0" name="le="margin-left:" 0.64cm;="" margin-bottom:="" 0cm;="" background:="" #ffffff;="" line-height:="" 150%"=""> ф.р-269, оп. 1, д. 37, лл. 56-60, 69, 126-127, 143, 146, 148 об.; 149 об.; д. 130, ч. 1, л. 384; д. 309, лл. 2, 26-27, 67, 104-106, 109;

ф. р-350, оп. 1, д.56, лл. 11, 26, 27-28 об.;

ф. р-507, оп. 1, д. 430, лл. 44,55,66; д. 429, л. 24;

ф. р-2889, оп. 1, д. 23, лл. 29, 36-36 об., 85, 127-137;

оп. 2, д. 1, лл. 1, 15, 18, 27, 79; д. 34, л. 11;

  1. Города России. М. 2005.

  2.  

 

 

  1. Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда. Трубчевск. 1903.

  2. Радшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и прилагательных церквях в России. М., 1852 г.

  3. Падин В. А. Трубчевск. Тула. 1975 г.

  4. Пясецкий Г. М. История Орловской Епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орел. 1899 г.

  5. Сказание о роде князей Трубецких. М. 1887 г.

  6. «Труды Орловской ученой архивной комиссии», Орел, 1890 г., вып. 2.

  7. Холмогоров. Материалы для церквей Орловской Епархии. Б. м. и г.

1 Падин В.А. Трубчевск, Тула 1966. С. 8.

2 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб. 1870. С 49. прод. на С. 2

 

ок. 820 – ок. 912/913, по другим данным 885 г. – арабский географ, по происхождению перс, его книга

 

первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии. Содержит многочисленные сведения по топонимике Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской географии упоминания о руссах и славянах.

1 Города России. М. 2005. С. 80-162.

1 Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 2000. С. 392.

2 Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда. Трубчевск 1903. С.7.

1 Историческое описание церквей и Приходов Трубчевского уезда. Трубчевск. 1903. С. 10.

1 Историческое описание церквей и Приходов Трубчевского уезда. Трубчевск. 1903. С. 10.

1 Труды Орловской ученой архивной комиссии. Орел. 1890. Вып. 2. С 22.


Назад к списку